РЕЗОЛЮЦИЯ по итогам первого отраслевого мероприятия «Недропользование – сотрудничество в условиях экономических вызовов»
25-26 мая 2023 года, г. Воронеж
Первое отраслевое мероприятие «Недропользование — сотрудничество в условиях экономических вызовов» прошло 25-26 мая 2023 года в г. Воронеже.
Организатором мероприятия выступило Правительство Воронежской области при поддержке Ассоциации недропользователей Черноземья и Союзом строителей Воронежской области.
Основными целями проведения мероприятия было определено обсуждение и поиск возможных решений актуальных проблем добывающей отрасли и вопросов взаимодействия государства и бизнеса в сфере геологического изучения недр и недропользования.
Модератором конференции выступил начальник Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу Станислав Игоревич Чернитевич. С приветственным словом выступили заместитель председателя Правительства Воронежской области Виктор Иванович Логвинов, руководитель департамента природных ресурсов и экологии Наталья Викторовна Ветер, начальник Управления государственного учёта, регистрации и переоформления лицензии ФГКУ «Росгеолэкспертиза» Роман Олегович Шамордин, а также Президент общественной организации «Российское геологическое общество», научный руководитель ФГБУ «Всероссийский НИИ минерального сырья им. Н.М. Федоровского» Григорий Анатольевич Машковцев.
Около двухсот участников конференции в течение двух дней обсудили проблемные вопросы в сфере недропользования с участием представителей федеральных и региональных органов власти, надзорных органов, добывающих компаний и научного сообщества.
Спикерами выступили начальник Управления контроля, надзора и рыбоохраны Федерального агентства по рыболовству Игорь Владимирович Рулев, заместитель начальника Департамента по недропользованию по ЦФО Виталий Леонидович Переверзев, заместитель генерального директора ФГБУ «РОСГЕОЛФОНД» Егор Михайлович Юон, а также директор Центрально-Черноземного регионального филиала АО «Сбербанк Лизинг» Елена Гарриевна Дровянникова.
В ходе выступлений спикеров были освещены актуальные вопросы лицензирования недропользования, согласования технических проектов и планов развития горных работ, перспективные пути развития законодательства о недрах, особенности проведения контрольно-надзорных мероприятий, цифровизация в сфере недропользования.
По результатам докладов и дискуссий по актуальным вопросам добывающей отрасли было определено следующее.
- Порядок кадастровой оценки земли для недропользования (в рамках требований Методических указаний о государственной кадастровой оценке (Приказ Росреестра от 04.08.2021 № П/0336).
Разъяснение. Согласно п. 14 Методических указаний при определении кадастровой стоимости земельного участка не должны учитываться права пользования недрами. При этом при определении бюджетным учреждением ценообразующих факторов, в том числе при проведении анализа рынка недвижимости в отношении объектов недвижимости, по которым анализируются рыночные цены, должен учитываться вид разрешенного использования участков согласно их рыночному сегменту. Сегмент 6 «Производственная деятельность» содержит пять возможных видов недропользования, которые учитываются при определении кадастровой стоимости (коды расчета вида использования 06:010 — 06:014). Таким образом, вид разрешенного использования учитывается как один из многих факторов, влияющих на кадастровую стоимость.
- Установление налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) (в части применения ст. 337 НК РФ, определяющей объект налогообложения и введения понятия «щебень»).
Разъяснение. Согласно Информации Минфина России от 03.06.2022 года подготовлен ряд поправок в Налоговый кодекс для поддержки населения и бизнеса в условиях внешнего санкционного давления. Правительство РФ одобрило законопроект № 136059-8 о внесении изменений в налоговое законодательство. Предложения направлены на улучшение делового климата и развитие отдельных отраслей промышленности.
Федеральный закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» дополнил пп. 10 п. 2 ст. 337 НК РФ новым видом добытого полезного ископаемого «щебень», с установлением ограничения по размеру НДПИ, что согласно разъяснениям Минфина России, упростит администрирование налога. Сумма НДПИ, исчисленная в отношении щебня, не может превышать произведения количества, добытого полезного ископаемого за налоговый период и числа 16,5.
Таким образом, установления налогового режима на известь по смыслу пп. 10 п. 2 ст. 337 НК РФ не предусмотрено действующим законодательством. Однако данная норма уже включает в себя известняк и известковый камень, используемые для изготовления извести и цемента.
- О применении п. 4 ч. 4 ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ (действия градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, предоставленные для целей недропользования, и в ч. 7 этой статьи – использование таких участков регулируется отдельными порядками, применение этой нормы, при изменении вида разрешенного использования для недропользования, если он не предусмотрен территориальной зоной, в которой находится земельный участок и какие-либо другие ограничения, которые устанавливаются градостроительными регламентами, насколько они применимы для участков, предоставленных для целей недропользования).
Разъяснение. Градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).Согласно ст. 25.1 Закона о недрах земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом. Согласно п. 2 ст. 7, ст. 42 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Особенности вида разрешенного использования «недропользование» (код 6.1) отражены в приказе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
В соответствии с ч. 12 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки. Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых, прежде всего, поскольку предоставление участка недр оформляется лицензией, удостоверяющей право на его использование в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Таким образом, при изменении вида разрешенного использования земельного участка в целях недропользования должно учитываться нахождение земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, то есть вид разрешенного использования.
- Техногенные месторождения: законодательное регулирование.
Разъяснение. Техногенные месторождения – скопления минерального сырья, созданные человечеством в результате промышленной деятельности. Как и природные месторождения полезных ископаемых, техногенные месторождения имеют определенную структуру распределения полезных компонентов, зоны вторичного обогащения, окисления, но в отличие от них обычно характеризуются низкими содержаниями полезных компонентов.
Согласно ст. 38 Модельного кодекса о недрах и недропользовании для государств — участников СНГ (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 07.12.2002 № 20-8) государства, входящие в СНГ, ведут государственный кадастр техногенных месторождений полезных ископаемых по каждому крупному скоплению минерального сырья, образовавшемуся в результате добычи и переработки полезных ископаемых и находящемуся в выработанном пространстве недр или на поверхности Земли (в карьерах, в подземных камерах, в отвалах, в хвостохранилищах и пр.). Перечень техногенных месторождений, по которым составляются государственные кадастры, определяется правительством государства. Ресурсы минерального сырья техногенных месторождений могут быть поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Учет техногенных «месторождений» ведется Роснедрами и ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского». Разработана Интерактивная карта техногенных образований территории Российской Федерации. План мероприятий по реализации Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года (на 2019-2024 годы) предусматривает создание условий для освоения техногенных месторождений и попутных промышленных вод.
- Защита земель, используемых в недропользовании, от эрозии.
Разъяснение. В ходе пользования участком недр недропользователь обязан соблюдать правила охраны земель, в том числе от эрозии и других факторов, ведущих к нарушению земель. В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии. Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Пользователь недр обязан обеспечить безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, а также соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды (пункты 6, 7 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»). После завершения выработки месторождения недропользователь обязан провести мероприятия по восстановлению земель в соответствии с проектом рекультивации земель (ст. 12 Закона о недрах).
Одной из форм правовой охраны земель является нормативно установленная обязанность пользователей земельными участками проводить мероприятия по рекультивации земель. Правила проведения рекультивации и консервации земель установлены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800. Завершение работ по рекультивации земель подтверждается соответствующим актом, который подписывается после проверки полноты и достаточности мероприятий по защите земель.
- Процедура списания не подтвердившихся запасов или месторождений, которые утратили свое значение (нераспределенный фонд).
Разъяснение. Согласно ст. 31 Закона о недрах постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр. Федеральным органом управления государственным фондом недр являются Роснедра, которые уполномочены на проведение списания запасов с государственного баланса (п. 5.4.1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию).
Процедура такого списания определяется Приказом Минприроды России от 06.09.2012 № 265 «Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса» и Инструкцией о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых РД 07-203-98 (утв. Министерством природных ресурсов РФ и Федеральным горным и промышленным надзором России 18 июля, 17 сентября 1997 г. NN 121-1, 28).
Списание запасов полезных ископаемых осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов, на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.
Списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов в следующих случаях, когда запасы полезных ископаемых не подтвердились при проведении последующих геологоразведочных или добычных работ, а также когда запасы полезных ископаемых утратили промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчете.
- Правильность проведения ликвидационного тампонажа скважины, при условии прекращения действия лицензии на добычу подземных вод Разработка проекта ликвидационного тампонажа.
Разъяснение. Ликвидационный тампонаж скважины выполняется по итогам гидрогеологического заключения и геофизического обследования в случае, если скважина признается непригодной для дальнейшей эксплуатации. Основной задачей при проведении ликвидационных работ является минимизация негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016
№ 94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов» ликвидационный тампонаж скважин осуществляется строго после разработки и на основании проекта ликвидационного тампонажа. Согласно п. 16 Правил охраны подземных водных объектов ликвидация аварийных и непригодных к дальнейшему использованию скважин, а также консервация неиспользуемых скважин осуществляются пользователями недр в соответствии с проектной документацией на ликвидацию или консервацию указанных скважин.
Согласование технических проектов ликвидации буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в отношении участков недр местного значения, отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 4 Закона о недрах).
Лицензия на пользование недрами должна содержать сроки подготовки технического проекта ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и проекта рекультивации земель. Согласно ст. 26 Закона о недрах горные выработки, буровые скважины и иные сооружения, связанные с пользованием недрами, подлежат ликвидации или консервации по истечении установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр или при досрочном прекращении пользования недрами. Ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации уполномоченными органами, указанными в статьях 37 и 38 Закона о недрах.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2127 «О порядке подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» ликвидация скважины осуществляется недропользователем на основании технического проекта ликвидации, который разрабатывается в рамках лицензии на право пользования недрами.
- Капитальная застройка земельных участков недропользователями без списания запасов.
Разъяснение. В соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации «О недрах» застройка земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений допускается на основании разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа. Выдача такого разрешения может осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
За выдачу разрешения на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пп. 120 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Указанный порядок предусмотрен Приказом Федерального агентства по недропользованию от 22.04.2020 № 161 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешений на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода».
- Снижение разового стартового платежа при не востребованности лота в ходе аукционов.
Разъяснение. Порядок проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения установлен Постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 № 2499. Согласно п. 16 Порядка условия проведения аукциона должны содержать минимальный (стартовый) размер разового платежа за пользование недрами. Размер разового платежа за пользование недрами определяется в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Федерального агентства по недропользованию от 31.03.2022 № 242/01 «Об установлении Методики расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами».
Стартовый размер разового платежа определяется по каждому участку недр федерального значения, участку недр местного значения, участку недр, не отнесенному к участкам недр федерального или местного значения, по которому в соответствии со статьей 13.1 Закона о недрах организовывается и проводится аукцион. Методика предусматривает использование в определенных случаях понижающего коэффициента, однако в целом снижение разового стартового платежа при не востребованности лота в ходе аукционов законодательством не предусмотрено.
Оргкомитет конференции
Резолюция принята 01 августа 2023 года