РЕЗОЛЮЦИЯ по итогам первого отраслевого мероприятия «Недропользование – сотрудничество в условиях экономических вызовов»

 

25-26 мая 2023 года, г. Воронеж

 

Первое отраслевое мероприятие «Недропользование — сотрудничество в условиях экономических вызовов» прошло 25-26 мая 2023 года в г. Воронеже.
Организатором мероприятия выступило Правительство Воронежской области при поддержке Ассоциации недропользователей Черноземья и Союзом строителей Воронежской области.

Основными целями проведения мероприятия было определено обсуждение и поиск возможных решений актуальных проблем добывающей отрасли и вопросов взаимодействия государства и бизнеса в сфере геологического изучения недр и недропользования.

Модератором конференции выступил начальник Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу Станислав Игоревич Чернитевич. С приветственным словом выступили заместитель председателя Правительства Воронежской области Виктор Иванович  Логвинов, руководитель департамента природных ресурсов и экологии Наталья Викторовна Ветер, начальник Управления государственного учёта, регистрации и переоформления лицензии ФГКУ «Росгеолэкспертиза» Роман Олегович Шамордин, а также Президент общественной организации «Российское геологическое общество», научный руководитель ФГБУ «Всероссийский НИИ минерального сырья им. Н.М. Федоровского» Григорий Анатольевич Машковцев.

Около двухсот участников конференции в течение двух дней обсудили проблемные вопросы в сфере недропользования с участием представителей федеральных и региональных органов власти, надзорных органов, добывающих компаний и научного сообщества.

Спикерами выступили начальник Управления контроля, надзора и рыбоохраны Федерального агентства по рыболовству Игорь Владимирович Рулев, заместитель начальника Департамента по недропользованию по ЦФО Виталий Леонидович Переверзев, заместитель генерального директора ФГБУ «РОСГЕОЛФОНД» Егор Михайлович Юон, а также директор Центрально-Черноземного регионального филиала АО «Сбербанк Лизинг» Елена Гарриевна Дровянникова.

В ходе выступлений спикеров были освещены актуальные вопросы лицензирования недропользования, согласования технических проектов и планов развития горных работ, перспективные пути развития законодательства о недрах, особенности проведения контрольно-надзорных мероприятий, цифровизация в сфере недропользования.

По результатам докладов и дискуссий по актуальным вопросам добывающей отрасли было определено следующее.

  1. Порядок кадастровой оценки земли для недропользования (в рамках требований Методических указаний о государственной кадастровой оценке (Приказ Росреестра от 04.08.2021 № П/0336).

Разъяснение. Согласно п. 14 Методических указаний при определении кадастровой стоимости земельного участка не должны учитываться права пользования недрами. При этом при определении бюджетным учреждением ценообразующих факторов, в том числе при проведении анализа рынка недвижимости в отношении объектов недвижимости, по которым анализируются рыночные цены, должен учитываться вид разрешенного использования участков согласно их рыночному сегменту. Сегмент 6 «Производственная деятельность» содержит пять возможных видов недропользования, которые учитываются при определении кадастровой стоимости (коды расчета вида использования 06:010 — 06:014). Таким образом, вид разрешенного использования учитывается как один из многих факторов, влияющих на кадастровую стоимость.

  1. Установление налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) (в части применения ст. 337 НК РФ, определяющей объект налогообложения и введения понятия «щебень»).

Разъяснение. Согласно Информации Минфина России от 03.06.2022 года подготовлен ряд поправок в Налоговый кодекс для поддержки населения и бизнеса в условиях внешнего санкционного давления. Правительство РФ одобрило законопроект № 136059-8 о внесении изменений в налоговое законодательство. Предложения направлены на улучшение делового климата и развитие отдельных отраслей промышленности.

Федеральный закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» дополнил пп. 10 п. 2 ст. 337 НК РФ новым видом добытого полезного ископаемого «щебень», с установлением ограничения по размеру НДПИ, что согласно разъяснениям Минфина России, упростит администрирование налога. Сумма НДПИ, исчисленная в отношении щебня, не может превышать произведения количества, добытого полезного ископаемого за налоговый период и числа 16,5.

Таким образом, установления налогового режима на известь по смыслу пп. 10 п. 2 ст. 337 НК РФ не предусмотрено действующим законодательством. Однако данная норма уже включает в себя известняк и известковый камень, используемые для изготовления извести и цемента.

  1. О применении п. 4 ч. 4 ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ (действия градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, предоставленные для целей недропользования, и в ч. 7 этой статьи – использование таких участков регулируется отдельными порядками, применение этой нормы, при изменении вида разрешенного использования для недропользования, если он не предусмотрен территориальной зоной, в которой находится земельный участок и какие-либо другие ограничения, которые устанавливаются градостроительными регламентами, насколько они применимы для участков, предоставленных для целей недропользования).

Разъяснение. Градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).Согласно ст. 25.1 Закона о недрах земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом. Согласно п. 2 ст. 7, ст. 42 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Особенности вида разрешенного использования «недропользование» (код 6.1) отражены в приказе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

В соответствии с ч. 12 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки. Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых, прежде всего, поскольку предоставление участка недр оформляется лицензией, удостоверяющей право на его использование в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Таким образом, при изменении вида разрешенного использования земельного участка в целях недропользования должно учитываться нахождение земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, то есть вид разрешенного использования.

  1. Техногенные месторождения: законодательное регулирование.

Разъяснение. Техногенные месторождения – скопления минерального сырья, созданные человечеством в результате промышленной деятельности. Как и природные месторождения полезных ископаемых, техногенные месторождения имеют определенную структуру распределения полезных компонентов, зоны вторичного обогащения, окисления, но в отличие от них обычно характеризуются низкими содержаниями полезных компонентов.

Согласно ст. 38 Модельного кодекса о недрах и недропользовании для государств — участников СНГ (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 07.12.2002 № 20-8) государства, входящие в СНГ, ведут государственный кадастр техногенных месторождений полезных ископаемых по каждому крупному скоплению минерального сырья, образовавшемуся в результате добычи и переработки полезных ископаемых и находящемуся в выработанном пространстве недр или на поверхности Земли (в карьерах, в подземных камерах, в отвалах, в хвостохранилищах и пр.). Перечень техногенных месторождений, по которым составляются государственные кадастры, определяется правительством государства. Ресурсы минерального сырья техногенных месторождений могут быть поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых.

Учет техногенных «месторождений» ведется Роснедрами и ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского». Разработана Интерактивная карта техногенных образований территории Российской Федерации. План мероприятий по реализации Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года (на 2019-2024 годы) предусматривает создание условий для освоения техногенных месторождений и попутных промышленных вод.

  1. Защита земель, используемых в недропользовании, от эрозии.

Разъяснение. В ходе пользования участком недр недропользователь обязан соблюдать правила охраны земель, в том числе от эрозии и других факторов, ведущих к нарушению земель. В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии. Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Пользователь недр обязан обеспечить безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, а также соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды (пункты 6, 7 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»). После завершения выработки месторождения недропользователь обязан провести мероприятия по восстановлению земель в соответствии с проектом рекультивации земель (ст. 12 Закона о недрах).

Одной из форм правовой охраны земель является нормативно установленная обязанность пользователей земельными участками проводить мероприятия по рекультивации земель. Правила проведения рекультивации и консервации земель установлены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800. Завершение работ по рекультивации земель подтверждается соответствующим актом, который подписывается после проверки полноты и достаточности мероприятий по защите земель.

  1. Процедура списания не подтвердившихся запасов или месторождений, которые утратили свое значение (нераспределенный фонд).

Разъяснение. Согласно ст. 31 Закона о недрах постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр. Федеральным органом управления государственным фондом недр являются Роснедра, которые уполномочены на проведение списания запасов с государственного баланса (п. 5.4.1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию).

Процедура такого списания определяется Приказом Минприроды России от 06.09.2012 № 265 «Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса» и Инструкцией о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых РД 07-203-98 (утв. Министерством природных ресурсов РФ и Федеральным горным и промышленным надзором России 18 июля, 17 сентября 1997 г. NN 121-1, 28).

Списание запасов полезных ископаемых осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов, на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

Списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов в следующих случаях, когда запасы полезных ископаемых не подтвердились при проведении последующих геологоразведочных или добычных работ, а также когда запасы полезных ископаемых утратили промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчете.

  1. Правильность проведения ликвидационного тампонажа скважины, при условии прекращения действия лицензии на добычу подземных вод Разработка проекта ликвидационного тампонажа.

Разъяснение. Ликвидационный тампонаж скважины выполняется по итогам гидрогеологического заключения и геофизического обследования в случае, если скважина признается непригодной для дальнейшей эксплуатации. Основной задачей при проведении ликвидационных работ является минимизация негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016
№ 94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов» ликвидационный тампонаж скважин осуществляется строго после разработки и на основании проекта ликвидационного тампонажа. Согласно п. 16 Правил охраны подземных водных объектов ликвидация аварийных и непригодных к дальнейшему использованию скважин, а также консервация неиспользуемых скважин осуществляются пользователями недр в соответствии с проектной документацией на ликвидацию или консервацию указанных скважин.

Согласование технических проектов ликвидации буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в отношении участков недр местного значения, отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 4 Закона о недрах).

Лицензия на пользование недрами должна содержать сроки подготовки технического проекта ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и проекта рекультивации земель. Согласно ст. 26 Закона о недрах горные выработки, буровые скважины и иные сооружения, связанные с пользованием недрами, подлежат ликвидации или консервации по истечении установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр или при досрочном прекращении пользования недрами. Ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации уполномоченными органами, указанными в статьях 37 и 38 Закона о недрах.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2127 «О порядке подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» ликвидация скважины осуществляется недропользователем на основании технического проекта ликвидации, который разрабатывается в рамках лицензии на право пользования недрами.

  1. Капитальная застройка земельных участков недропользователями без списания запасов.

Разъяснение. В соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации «О недрах» застройка земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений допускается на основании разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа. Выдача такого разрешения может осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

За выдачу разрешения на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пп. 120 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Указанный порядок предусмотрен Приказом Федерального агентства по недропользованию от 22.04.2020 № 161 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешений на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода».

  1. Снижение разового стартового платежа при не востребованности лота в ходе аукционов.

Разъяснение. Порядок проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения установлен Постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 № 2499. Согласно п. 16 Порядка условия проведения аукциона должны содержать минимальный (стартовый) размер разового платежа за пользование недрами. Размер разового платежа за пользование недрами определяется в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Федерального агентства по недропользованию от 31.03.2022 № 242/01 «Об установлении Методики расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами».

Стартовый размер разового платежа определяется по каждому участку недр федерального значения, участку недр местного значения, участку недр, не отнесенному к участкам недр федерального или местного значения, по которому в соответствии со статьей 13.1 Закона о недрах организовывается и проводится аукцион. Методика предусматривает использование в определенных случаях понижающего коэффициента, однако в целом снижение разового стартового платежа при не востребованности лота в ходе аукционов законодательством не предусмотрено.

 

 

Оргкомитет конференции

 

 

Резолюция принята 01 августа 2023 года