Изъятие земельного участка у третьих лиц для целей ведения добычных работ

Право недропользователя на добычу полезных ископаемых при наличии лицензии имеет множество гарантий. Одной из таких гарантий является право на изъятие земельного участка в пределах горного отвода у третьих лиц — собственников.

В соответствии со статьёй 25.2. Федерального Закона «О недрах», прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется в соответствии с гражданскимземельнымводным законодательством и настоящим Законом.

Таким образом, законодатель допускает изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Схематично порядок изъятия законодатель прописал следующий:

  1. Недропользователь, имеющий уточненный горный отвод и утвержденный в установленном порядке технический проект на добычу полезного ископаемого обращается к собственнику земельного участка с просьбой передать права на него (купля-продажа, аренда). Стороны вправе согласовать приемлемую для обоих стоимость.
  2. В случае отказа собственника земельного участка, недропользователь вправе обратиться с соответствующим ходатайством в уполномоченный орган (в какой именно орган обращаться зависит от вида полезного ископаемого). После поступления ходатайства уполномоченный орган начинает процедуру изъятия для государственных нужд.
  3. Стоимость земельного участка определяется независимым оценщиком. Изъятие осуществляется за счет недропользователя.

Основные начала изъятия земельного участка урегулированы Земельным Кодексом в главе 7.1. (статьи с 56.2-56.12). В отношении общераспространенных полезных ископаемых детализирующие положения, устанавливающие конкретные сроки, требования к ходатайству и прочее раскрываются в региональных нормативных актах (закон, постановление, регламент).

Согласно пункта 13 статьи 56.10 Земельного Кодекса возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 настоящего Кодекса, за счет средств указанной организации.

Данный подход нашел свое отражение и в судебной практике. Так, Верховный Суд РФ в своем Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 г.) указал, что  случае принятия решения об изъятии земельных участков на основании ходатайства об изъятии организация, подавшая такое ходатайство, в частности, несет расходы по опубликованию сообщения о планируемом изъятии земельных участков и размещении информации на информационных щитах (пункт 2 статьи 56.5 ЗК РФ), принимает участие в подготовке и заключении соглашения об изъятии земельных участков (пункт 1 статьи 56.7 ЗК РФ, статья 56.10 ЗК РФ), выплачивает возмещение за изымаемые земельные участки (пункт 13 статьи 56.10 ЗК РФ), а также имеет право обращаться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10ЗК РФ).

Как говорилось выше прежде чем обратиться с ходатайством об изъятии рационально будет провести обсуждение с собственником земельного участка о возможности выкупа земли в добровольном порядке. Такой переговорный процесс, в случае положительного результата, сохранит недропользователю много времени и позволит приступить к пользованию недрами в сроки установленные в условиях пользования к лицензии. Также недропользователь должен понимать, что заключение договора для него является добровольным и он не обязан соглашаться на кабальные условия сделки.

При предложении собственником земельного участка необоснованно высокой цены, недропользователь вправе отказаться от заключения договора, в этом случае наступают последствия схожие с отказом собственника от заключения договора и возникает право на обращение с ходатайством об изъятии земельного участка, которое будет рассмотрено, а земельный участок изъят в установленном законом порядке.

Стадия изъятия земельного участка является сложным процессом, требующим формирование позиции в самом его начале и последовательная реализация на всем протяжении процедуры. Чтобы не поставить себя в невыгодное положение необходимо выверять и сопоставлять каждый шаг не только с законодательством но и с правоприменительной практикой в данном направлении.

Ожидаемыми способами защиты собственника земельного участка может стать оспаривание горного отвода и тех. проекта на добычу, попытка доказать, что к изъятию заявлено больше земли чем это необходимо для пользования недрами. К сожалению, имеется и отрицательная судебная практика, так иногда суды «обрезают» изымаемый участок руководствуясь исключительно границами залежи утвержденных запасов, в то время как для добычи нужны еще земли нацеленные на техническое обеспечение горных работ, согласно технического проекта.